Сергей Белов: «Немецкий хоккей быстрее, но наш более непредсказуемый»
15.01.2024

Сергей Белов: «Немецкий хоккей быстрее, но наш более непредсказуемый»

Сергей Белов: «Немецкий хоккей быстрее, но наш более непредсказуемый»

Про жёлтый шлем и щитки, про хоккей, футбол и жизнь в Германии, про адаптацию к российскому хоккею после возвращения – в большом интервью с вратарем Сергеем Беловым, лучшим игроком декабря по мнению динамовских болельщиков. 

- Начнем с серьезных вопросов. Почему у тебя на шлеме пингвин?
- Он остался с моей старой команды из Германии. Она называлась «Крефельдские пингвины». Пока нет возможности ни поменять шлем, ни нарисовать на нем что-то другое, поэтому приходится с пингвинами играть.

- Шлем так долго разрисовывать?
- Да, недели две. Если у мастера есть очередь, то еще дольше. В этом сезоне уже точно не успею. Как правило, этим занимаются как раз в межсезонье.

- Сейчас что хочешь нарисовать?
- Обязательно хочу нанести что-то связанное с «Динамо». Были мысли о логотипах на фоне города. С ребятами бы обсудили, какие главные достопримечательности Санкт-Петербурга, что еще характеризует петербургское «Динамо». Может быть, даже нарисовал бы нашего динамозавра. Почему нет, это тоже интересно. Бело-синих цветов у меня еще не было. Обычно я шлем не красил, играл в белых. До шлема, в котором играю сейчас, было всего два рисунка. На первом были нарисованы миньоны в хоккейной форме с одной стороны и злой фиолетовый миньон с другой, тогда я играл в Рязани, а второй шлем был раскрашен под «Крефельд» в мой первый сезон в Германии. Сейчас два этих шлема стоят дома на полке. Надеюсь, коллекция будет пополняться.

- Помимо шлема с пингвином, у тебя еще желтые щитки. Они тоже с Крефельда?
- Да, весь черно-желтый комплект у меня оттуда.

231205_DSP-VVS_0150.jpg

- Расскажи про «Крефельд» подробнее. Его же можно назвать самым русским клубом в Европе, ведь так?
- Нет, я бы не сказал, что это самый русский клуб. Был момент, когда в команде было несколько игроков с российскими паспортами, но еще были легионеры из других стран. Да, были иностранцы, поигравшие в КХЛ и которые могли говорить по-русски, но я бы не сказал, что это был именно русский клуб. Русскоязычных хватало, их и сейчас там много, хоть русских толком в команде уже и нет. Был сезон или два, когда я думал, что у меня получится подтянуть английский или немецкий, ведь в условиях, когда вокруг тебя говорят на другом языке, учишься гораздо лучше. Однако нас было порядка четырех-пяти человек из России, и с иностранцами мы могли на русском поговорить, так что условия оказались не такими уж и располагающими.

- Правда ли, что перед тем, как поехать в Германию, ты подумывал закончить с хоккеем из-за травмы?
- Да. Перед отъездом в Германию у меня был долгий период без хоккея. Были болячки, которые терзали. Я понимал, что будет очень тяжело после такой большой паузы найти в себе силы, особенно для вратаря. Многие говорили, что мне пора одуматься, заняться чем-то другим. Я не опустил руки. Ездил по всяким подкаткам, тренировался самостоятельно. Верил, что смогу продолжить. В итоге получилось так, что мне повстречались люди, которые, я бы сказал, чудесным и случайным образом помогли найти для меня этот вариант, и я с удовольствием туда уехал.

- И как тебе хоккей в Германии? Ты провел там целых три сезона.
- Сначала, конечно, после паузы была долгая адаптация. Без игровой практики ты отвыкаешь от скоростей, от всего, что происходит на площадке. Потом со временем адаптируешься. Хоккей, я считаю, там намного активнее, он больше похож по стилю на североамериканский. Все просто, все вперед, все на ворота. Никаких закатов и раскатов, как у нас в России, там нет. Вошли в зону, бросили, добили, руки оторвали на пятаке и всё. И в другую сторону такая же открытая игра. В Германии вратари никогда никакими цифрами, никакой статистикой не хвастаются. Запредельных показателей там ни у кого нет. Все плюс-минус одинаковые.

- Для вратаря в такой прямолинейный хоккей играть тяжелее? Ведь больше бросков и работы.
- Как раз наоборот. Это не так тяжело. Бывает, что тебе бросят, к примеру, 35 раз, но из этих 35 бросков, может быть, 1-2 опасные. Все остальное – прямые броски, где не смогли подставить, где ты все видел и контролировал. А бывает так, что до тебя доедут за игру 15 раз, из них 5 раз у твоих ворот будет опасно, в трех моментах забьют, и после игры сидишь и думаешь: «Ну что это такое. 15 бросков, 3 гола». На это многие вратари жалуются. Когда тебя всю игру держат в тонусе, тебе легче играть, чем когда ты играешь с паузами без бросков по полпериода или даже больше. Надо уметь сохранять концентрацию, не выключаться.

- Хоккей в Германии сможет когда-нибудь догнать по популярности футбол?
- Честно, если сравнивать, как там любят футбол, то скорее всего нет. Мы как-то раз хотели съездить в Дортмунд, посмотреть на «Боруссию», но билеты в наличии постоянно есть только у перекупщиков, и стоят они бешеных денег. А собирается на стадионе у них тысяч по 80, если не больше. Каждый матч у них аншлаг. Но скажу, что хоккей в Германии тоже очень популярен. У всех немецких хоккейных команд, само собой, стадионы разные, но в Кельне, например, где команда входит в топ-3 по посещаемости в Европе, на каждую игру собирается по 15 тысяч человек. В «Крефельде», где я играл, собиралось в среднем по 8 тысяч. Причем очень много людей приходили на хоккей не просто посмотреть: они всю игру стояли и пели, даже музыку на арене не успевали включать, да и слышно ее не было. Когда за тобой такая желтая стена, это прям завораживает. В первый сезон, в период карантина, когда никого не было, мы, естественно, этого не ощущали. А когда через год ограничения стали потихоньку снимать, болельщиков постепенно стали впускать на трибуны... Сначала 20% от вместимости, потом 30%, 40%, 50%. Когда дошли до 100%, первое время аж мурашки по коже пробегали.

231115_DSP-IZH_0096.jpg

- В «Крефельде» ты играл вместе с Иваном Петраковым?
- Да. Мы вместе отсюда уезжали. До этого мы давным-давно были знакомы. Так получилось, что вдвоем туда отправились играть.

- С командами из других европейских стран играли?
- Играли со швейцарскими командами на предсезонных турнирах, со словаками, со шведами. В Швейцарии сейчас вообще уровень хоккея очень высокий. Почти все топовые легионеры, кто играл в КХЛ, сейчас играют там. И страна интересная, и хоккей теперь на высоком уровне.

- Что из немецкого хоккея можно перенять в наш, чтобы сделать его лучше?
- Мне, как вратарю, сказать тяжело. Как наш хоккей еще лучше сделать… Думаю, он и так лучше. Просто чуть-чуть отличается. Так же, как финский отличается от немецкого, финский от русского, русский от шведского и т.д. Я бы перенял только, чтобы у нас посещаемость была такая же. И в ВХЛ, и в КХЛ и МХЛ, чтобы на каждую игру приходило много болельщиков.

- Если петербургское «Динамо» сейчас сыграет с одним из лидеров немецкой лиги, кто победит?
- Сложный вопрос. Я им задавался. Для сравнения было бы интересно провести такой матч. Честно, не могу ответить. Если сравнивать со второй лигой Германии, то игра будет равная, но в две-три шайбы мы выиграем. С первой лигой будет намного сложнее. Первые пять команд немецкого чемпионата могли бы спокойно играть в КХЛ на хорошем уровне.

- Как прошла обратная адаптация к российскому хоккею?
- Тяжело. Процесс был долгий. Ты головой понимаешь, что все просто: к тебе приехали и бросают шайбу, ты должен отбить, чтобы не забили гол. Но ты привыкаешь к хоккею, когда в любом удобном случае по твоим воротам бросают, а тут, когда начинаются лишние передачи, импровизация, тебе становится тяжелее читать игру. Поэтому пришлось, грубо говоря, переучиваться, начинать по-другому думать. В этом и заключалась адаптация.

231117_DSP-TRS_0134.jpg

- Российский хоккей более непредсказуемый, получается так?
- Конечно.

- Про ВХЛ часто говорят, что приходится много ездить на автобусах. В Германии с этим легче?
- В Германии на каждый выезд едешь на автобусе. Переезды, я бы сказал, более комфортабельные, автобусы с матрасами есть, и самый длинный выезд, наверно, 7-8 часов. К этому привыкаешь. Однако есть нюанс – в Германии команды зачастую приезжают вплотную к игре. Первое время было тяжело, но и к этому в итоге адаптируешься. Сначала думал, как с автобуса можно играть? Надо же приехать, переночевать, покушать, раскатиться, пообедать, отдохнуть и только потом поехать на игру. А в Германии ты утром пришел, загрузил форму, сел в автобус, по пути где-нибудь на остановке вам принесли еду, вы покушали и дальше поехали. За 2,5 часа до игры приехали, и пожалуйста. Зато ты приехал, сыграл, и под утро уже дома.

- С этого сезона во взрослом хоккее в России запрещено долго находиться с шайбой за своими воротами. Ты, как вратарь, как к этому относишься?
- Думаю, что никто из вратарей не обращает на это внимание. Все делается, чтобы игра стала активней. Я бы не сказал, что раньше кто-то мог там задержаться и минуту-полторы стоять и тянуть время. Я разницы особо не замечаю, только иногда слышу, как судья кричит: «Давай быстрее! Давай быстрее! Время, время!»

- Если ли еще какие-нибудь существенные отличия в правилах?
- Нет, у нас же все под одним стандартом. По сути, все одинаково. Та же вратарская трапеция, те же нарушения за атаку вратаря. Единственное, я считаю, что судейство там менее компетентное. Было много явных ошибок, которые судьи не замечали. Уровень судейства там слабее, а правила те же.

- Как отметил Новый год?
- Замечательно. Собрались в кругу семьи, давно так не получалось. Это был, наверное, первый Новый год за четыре года, когда мы были с женой не одни где-то в чужой стране. Мы встретили его в компании с родителями, а на следующее утро 1 января съездили к бабушке на дачу, там тоже всей семьей собрались. В предыдущие 4 года мы с женой, по сути, были одни. Конечно, у нас в Германии были друзья, но мы все равно были как будто в изоляции. Когда ты видишь, как все вокруг живут, а тебе некуда сходить, ты мало что понимаешь... Хорошо, что наконец-то удалось отпраздновать Новый год с близкими!

- У команды была весьма продолжительная пауза перед первым матчем в Новом году. Нагрузки выросли?
- Да, но все ожидали, конечно, что после праздников нам будет несладко, поэтому все с хорошим настроением встретили нагрузки. У нас были хорошие рабочие дни. А как без этого? Нам еще надо заложить силы до конца апреля.

 240105_0011.jpg

- Концовка регулярного сезона не за горами. Когда уже можно будет строить прогнозы о месте, с которого хотелось бы выйти в плей-офф?
- Пока не надо ничего строить. Надо просто играть и выигрывать, подниматься как можно выше по таблице, а дальше уже смотреть по ситуации. Раньше времени начнешь строить планы, и ничего хорошего из этого не выйдет. Тут надо просто жить от игры к игре, настраиваться на каждый матч, забывать прошлые игры и продолжать идти к своей цели.


ВХЛ