Дмитрий Куликов: «Предупреждаю родных и друзей, что буду играть до 50 лет»
Первое большое интервью этого сезона – с Дмитрием Куликовым. Как начал заниматься хоккеем и выбрал амплуа, обижается ли на фразу «стоять в воротах», быстро ли адаптировался к динамовскому стилю игры, помнит ли свои первые матчи в МХЛ и ВХЛ (спойлер: помнит досконально) – обо всем Дима рассказал в большой беседе. Читаем!
- Как ты оказался в хоккее?
- Привела мама. В Мытищах только-только достроили арену к чемпионату мира, и мама нашла объявление, что в детскую школу «Атланты» набирают детей моего года рождения. Пришла домой, спросила, не хочу ли попробовать, тем более это было рядом с домом. Я согласился, хотя к тому моменту ничего о хоккее не знал. Помню, мама копила деньги на компьютер, он был ей нужен для работы. Но в итоге она купила хоккейную форму со словами: «Только пообещай заниматься!» Так что у меня не было вариантов бросить, даже если я не хотел идти на тренировку (улыбается).
- Мытищи – твой родной город?
- Родился я в Иваново. В четыре года переехал в Мытищи, в пять с половиной встал на коньки. Родными считаю Мытищи и Москву, потому что провел в них все детство.
- Каким ты был ребенком?
- Чуть хулиганистым. Любил что-нибудь интересное выдумать.
- Помнишь свой первый выход на лед?
- Незадолго до того, как отвести в хоккей, мама подарила мне ролики. Я часто катался на них по Бульвару Ветеранов, центральной пешеходной улице, где был хороший асфальт. Механика движений на роликах и коньках схожая, поэтому на лед я встал достаточно легко. Помню, что первая тренировка была очень рано, в пять или шесть утра. Маленькие дети часто в это время занимаются. Мне дали коньки и красный шлем без сетки, как на массовом катании. Но в них я покатался лишь один раз, сразу после тренировки мне купили полный комплект экипировки.
- Каким было первое впечатление от хоккея?
- Сначала мне все нравилось. Потом стало не очень. Надо было делать то, что говорит тренер, а я хотел с шайбой играться.
- И тогда ты решил стать вратарем?
- Отчасти. Через два года, когда настало время, чтобы в команде обязательно были вратари, тренер начал их среди нас искать. На тренировках я не особо любил бегать, чаще в воротах валялся. В зале тренер попросил меня потянуться, на шпагат сесть, какие-то акробатические элементы сделать. Увидел, что растяжка хорошая, и определил во вратари. Родителям при этом шепнул: «Готовьте деньги на экипировку» (смеется).
- Вратарская амуниция действительно настолько дорогая?
- Да. Ощутимо дороже, чем форма полевого игрока. А если это спецзаказ, то в разы дороже. Вратарский комплект — блин, ловушка и щитки — может стоить до полумиллиона. А некоторые вратари их меняют по несколько раз за сезон.
- Сразу понял, что вратарская позиция – это твое?
- Пришел момент, когда мне надоело играть в воротах. Дети часто подкалывают вратарей, когда забивают, мне это не нравилось. Я взял и пошел обратно в поле. Мне нашли форму, месяц я отыграл в нападении. Потом тренер сказал, что все, хватит, и вернул меня на привычную позицию.
- Вратари обижаются, когда про них говорят «стоят»?
- Лично я не обижаюсь. Обычное выражение, ставшее в какой-то момент привычным. Плохого смысла не вижу.
- На кого из вратарей ты равнялся?
- Когда «Атлант», мой родной мытищинский клуб, выступал в КХЛ, мне нравились его вратари: Константин Барулин, Виталий Колесник, Рей Эмери, Антон Худобин в локаутном сезоне. Я часто ходил на матчи и следил за ними. Больше всего нравился Барулин. А вообще моим любимым игроком был Александр Овечкин, постоянно за него в приставку играл. Еще нравился Патрик Кейн. Именно у него я впервые увидел 88-й номер, который потом себе взял. Понравилось, как эти цифры вместе смотрятся. К тому же Саша Овечкин всю жизнь с восьмеркой на спине играет.
- Ты говоришь, что в детстве у тебя была хорошая гибкость, из-за чего ты стал вратарем. А существуют хорошие вратари с плохой растяжкой?
- Да. В современном хоккее игра вратаря не подразумевает олимпийскую растяжку. Прежде всего от него требуется, чтобы он много и быстро двигался и правильно занимал позицию. В общем, делал все, чтобы не приходилось спасать ситуацию в шпагате, раскидываясь по вратарской площади. Растяжка в наши дни выступает больше как средство предохранения от травм, чтобы мышцы и связки оставались эластичными. Я работаю над растяжкой каждый день.
- Ты был основным вратарем в своих командах?
- Чаще всего, да. Только ближе к МХЛ, когда стал расти медленнее и сверстники начали меня в росте обгонять, играл поменьше. В молодежной лиге снова стал первым.
- То есть помимо растяжки, для вратаря важны габариты?
- Очень важны. Даже если вратарь очень подвижный, с хорошей растяжкой, ему все равно некоторые броски будут даваться тяжелее, если он маленького роста. Но это ни в коем случае не приговор. Даже в НХЛ можно найти вратарей ниже 180 см ростом. Артемий Плешков из СКА маленький, Владислав Подъяпольский тоже не слишком высокий.
- Помнишь свои первые матчи в МХЛ и ВХЛ?
- Досконально. Первый матч на молодежном уровне — в октябре против «Чайки» на арене имени Коноваленко, где мы встречались с «Торпедо-Горький» недавно. Весь сентябрь играл только вратарь постарше, а я сидел на лавке как его сменщик. Все матчи в МХЛ тогда были спаренными, мы играли две игры за два дня. Готовимся ко второй игре, выходим утром на раскатку, и мне говорят, что я начну с первых минут, хотя обычно имя первого голкипера называли за день до матча. Чуть-чуть переживал, но вошел в игру хорошо. Мы выиграли, я пропустил только две.
Три года, которые мне положено по возрасту отыграть в МХЛ, я провел в «Спартаке», после чего меня перевели в «Химик». Первый матч я провел недели через две после старта чемпионата. Играли против «Барса», закончили основное время 2:2 и по буллитам проиграли. В КХЛ я сыграл тоже против «Торпедо» и тоже в Нижнем Новгороде. Игорь Владимирович Гришин в тот момент был главным в «Спартаке». Меня выпустили, когда мы горели 0:3, я отыграл почти два периода. А начинал в воротах в том матче Красиков, за которого я болел еще со времен «Атланта».
- Как ты все так детально запомнил?
- Для хоккеистов первые матчи — незабываемые. К тому же у меня память хорошая. До сих помню некоторые моменты из детских матчей.
- Когда ты выиграл кубок с «Химиком» в 2023 году, лига признала тебя лучшим вратарем сезона. В одном из интервью ты сказал, что отреагировал на награду как на приятный бонус. Со временем награда не стала цениться больше?
- Нет. Иногда о ней вспоминаю, конечно. Но кубок вспоминается чаще и ярче.
- Как ты изменился спустя два года после чемпионства?
- Надеюсь, в лучшую сторону (смеется). Если серьезно, то в тот год у меня был более простой подход к игре, нежели сейчас. За два года я узнал много нового о физиологии, психологии, питании, стал ответственнее относиться к своему телу и тренировкам.
- Раскроем маленькую тайну. После игр ты уходишь из раздевалки позже остальных, чуть ли не за полночь. Чем занимаешься?
- У меня есть определенная рутина. Не ритуалы, а именно рутина: выпить спортивное питание, восстанавливающее водно-солевой баланс, сделать заминку, сходить в зал, в холодную ванну залезть, поужинать. Как все закончу, спокойно переодеваюсь и, слушая музыку, иду домой.
- Тяжело засыпаешь после игр?
- Рутина и помогает это делать быстрее. Когда режим хорошо налажен, организм после матча расслабляется лучше. Бывает, конечно, что уснуть трудно, но до пяти утра не мучаюсь.
- Почему «Химику» не удалось обыграть «Торпедо-Горький» в последнем плей-офф?
- Интересно, что в прошлом сезоне я сыграл против Нижнего Новгорода во всех матчах: и в плей-офф, и в регулярном чемпионате, и на предсезонке. Думаю, в финале нам банально не хватило кадров. В некоторых матчах аж два защитника играло в нападении. Иногда приходилось почти весь матч проводить в три звена. Понятно, что из первой команды приехали некоторые игроки, но в основном это тоже были защитники. Был бы состав более укомплектованным, верю, все сложилось бы иначе. После первых неудачных игр мы отдали много сил, чтобы из 0:2 сделать 2:2, но на дальнейшую борьбу нас просто не хватило. В итоге 2:4.
- Многие ставили на вас, потому что перед финалом у «Химика» была большая пауза, когда как «Динамо» и «Торпедо-Горький» определили финалиста только в седьмом матче.
- Мы спокойно в сезоне обыгрывали многие команды. И в плей-офф тоже. Разве что с «Зауральем» серия растянулась до семи матчей, хотя мы не теряли уверенности, что пройдем дальше. Но в финале, как говорится, фаворитов нет.
- Есть мнение, что вратарь должен подходить под стиль команды.
- Я так не думаю. Скорее, вратарь должен подстраиваться под команду.
- У тебя получилось подстроиться под игру «Динамо»?
- Да. Та игра, которую мы показывали в сентябре, для вратаря отлично подходит. Условно, за матч мне нужно выручить в нескольких моментах и поймать свои шайбы, то есть не пропустить откровенно глупые голы. В «Химике» мы играли в сверхатакующий хоккей, где в обе стороны создается очень много моментов. Там было сложнее.
- Но некоторым вратарям нравится, когда у них много работы. Так они постоянно находятся в игре и не замерзают.
- Есть такое. Но с другой стороны, если твоя команда проводит отличный матч и не выходит из зоны атаки, происходит та же самая ситуация. В один прекрасный момент кто-то проваливается на синей линии, соперник убегает один на один... Сейчас же у нас и в обороне все четко, и при этом я постоянно нахожусь в игровом тонусе.
- Почти всю жизнь ты прожил в Москве. Успел что-то посмотреть в Санкт-Петербурге за полтора месяца?
- Я часто приезжал в Петербург на выезд со «Спартаком». Кроме того, я сюда на отдых с друзьями прилетал. Три года назад мы с женой увидели ночью разводные мосты, сходили на экскурсию по крышам. В прошлом году посетили Эрмитаж, посчитали, что для галочки обязательно должны в нем побывать (улыбается). Пока идет сезон, продолжаю потихоньку изучать город. В конце сентября с Никитой Баклашевым покатались на теплоходе по каналам, застали Финский залив на закате.
- В хоккее есть еще один Дмитрий Куликов, защитник «Флориды Пантерс». Тебя с ним не путают?
- Нет. Может, разное амплуа спасает.
БЛИЦ-ОПРОС
- Опиши себя одним словом.
- Спокойствие.
- Лучший совет, который ты получал от тренеров в своей жизни.
- Расслабься и получай от игры удовольствие. Не бойся ошибиться.
- Твое хобби.
- Книги. За последние полгода прочитал большинство книг Ремарка. Летели однажды в самолете, увидел у кого-то его «Возлюби ближнего своего», заинтересовался. Как только закончил, начал залпом его читать в хронологическом порядке. Так прочитал семь книг, на днях возьму следующую. Когда летели домой из Нижнего Новгорода, Максим Салахов подарил мне Хемингуэя. Из последнего вот-вот дочитал биографию Мартена Фуркада. Если говорить про спортивное хобби, то нравится большой теннис и пляжный волейбол.
- Любимые мультфильмы детства.
- Которые шли на Nickelodeon — Джимми Нейтрон, Спанч Боб. Маленьким любил Фиксиков и Смешарики.
- Самый запоминающийся подарок.
- Было мне лет 10 лет, я проводил лето у бабушки. Мама сделала все, чтобы мы не догадались, что она хочет приехать. И в один прекрасный день, когда я бегал по огороду, она резко появилась с кучей подарков. Среди них был надувной бассейн, в котором я потом проводил много времени. Но главный подарок, конечно, был ее приезд. Запомнил этот сюрприз на всю жизнь.
- Спорт, которым ты бы никогда не занялся.
- Раньше так думал про бег, но сейчас пробежки мне доставляют удовольствие. Тренажерный зал тоже нравится.
- Мотоспорт, дартс?
- Тоже интересные варианты. Наверное, не выбрал бы опасные виды спорта. Типа прыжков с парашютом.
- Фильм, который пересматривал чаще всего.
- Не очень люблю их пересматривать. Пожалуй, это «Легенда 17», «Такси» и «Форсаж». Раньше их часто крутили по телевизору.
- Любимый литературный герой.
- Гарри Поттер.
- Сколько тебе лет по твоим ощущениям?
- 18.
- Если бы можно было пригласить абсолютно любого человека на ужин, кто бы это был?
- Моя жена.
- Самая ценная вещь из детства?
- Коллекция наград, которая хранится у родителей дома. «Лучший вратарь», «Лучший игрок матча», медали, кубки. Все они стоят на видном месте. Когда приезжаю домой, часто смотрю на нее и что-то вспоминаю.
- Песня, которую часто поешь про себя.
- В связи с последними событиями - ALBLAK 52, +7(952)812. Сильно нравится, когда ее после победы включают.
- Твоя самая большая слабость.
- Сладкое и бургеры. Стараюсь себя ограничивать, потому что они вредные. Самые любимые бургеры из ресторанов Басты.
- Чем занимался бы в жизни, если бы не спорт?
- Наверное, купил бы дом на берегу моря и открыл в нем ресторан.
- Величайшие спортсмены в истории человечества.
- Трое лучших – Хабиб Нурмагомедов, не проигравший ни одного боя за карьеру, Роналду с его великолепной физической формой и Александр Овечкин, про заслуги которого в хоккее знают все.
- Что хочешь попробовать в жизни, но пока не удается?
- Вейв-серфинг. Обычный серфинг попробовал в прошлом году.
- Кем ты видишь себя через 20 лет?
- Хоккеистом. Хочу играть как можно дольше. Часто друзей предупреждаю, что буду, как Ягр, до 50 лет играть (улыбается). Если говорить о чем-то новом, то через 20 лет, безусловно, хотел бы быть отцом.
- Почему хоккей - лучшая игра на свете?
- Потому что он быстрый и зрелищный. Где еще люди могут подраться, и им ничего за это не будет? Где еще можно с таким рвением выплескивать из себя эмоции?
